Виды

2017/03/26

Обновления

Новые Квадраты
Разделы Форума
Фото ветряка
фон Бландов
Фильм про Лигово
Изнанка грота
План 1916 г.
ВСЕ НОВОСТИ
Назад к списку

План местности кликабелен

Дудергофка р. - Полежаевский парк - Аллея Славы (89 фото)
(нажмите миниатюру для увеличения фото)

Мост "Народного Ополчения".

Снято в южном направлении от обелиска. Параллельно проспекту проходит железная дорога.

Кировский вал. Обелиск.

Этот обелиск установлен в 1983-1984 гг. при перестройке более раннего мемориала. Здесь местных школьников торжественно принимали в пионеры. На доске выбито: "На этом рубеже 18 сентября 1941 года героические защитники Ленинграда остановили германские полчища и заняли несокрушимую оборону". Семиметровый гранитный обелиск стоит на берегу р. Дудергофки, недалеко от Лиговского путепровода и пр. Народного Ополчения. Здесь проходил "Кировский вал" обороны города. О Старопановской операции читайте в разделе История

Мост "Таллинское шоссе".

С запада от Лиговского путепровода (Таллинское ш.) река Дудергофка вытекает из под насыпи и течет по зеленой зоне Полежаевского парка. Во времена существования плотины на реке здесь начинался Лиговский пруд. Но мост был немного восточнее из-за изгиба шоссе.

Мост "Авангардный".

Мост через Дудергофку, соединяющий безымянным проездом улицу Авангардную и пр. Маршала Жукова. Официально назван так в 2010 году. Рядом с мостом располагается станция скорой помощи №14.

Аллея Славы у пр. Маршала Жукова.

Элементы Аллеи Славы у проспекта Маршала Жукова и ул. Стойкости. 1) Пирамиды имитируют танковые заграждения. 2) Стела из розового гранита (1966 г., арх. С.Г.Майофис). На стеле высечен текст: "Передний край обороны Ленинграда 1941-1944 гг. Бессмертны в памяти народа имена защитников города Ленина". Этот знак установлен при определении линии прохождения Зелёного пояса Славы.

Дудергофка у Аллеи.

Вид на реку с железного моста на Аллее Славы.

Луг на берегу Дудергофки.

Мелиоративные канавы - важная часть здешнего ланшафта, т.к. почвы глинистые и без отвода воды была бы вечная грязища.

Проект кафе на Дудергофке.

Проект открытого кафе на берегу Дудергофки рядом с мостом "Пр.Ветеранов". Работы архитектора Андрея Алферьева.

Добавлен проект благоустройства летом 2011 года.

Кафе "Дудергофка".

Летнее кафе расположившееся на берегах реки Дудергофки недалеко от моста "Пр. Ветеранов" и Аллеи Славы. Через реку перекинут мостик с фонариками, вход с аллеи.

Мост "Ветеранов".

Мост, соединивший берега бывшего Лиговского озера по линии проспекта Ветеранов. Еще мост соединяет микрорайоны Ульянка и Лигово. Построен в 1970-х.

Причёсанная Дудергофка.

Летом 2010 года берега реки севернее моста "Ветеранов" были очищены от зарослей. Конечно, это положительное явление.

Аллея Славы.

Возле станции Лигово проходил самый близкий к центру города рубеж обороны Ленинграда. Вдоль переднего края обороны создана мемориальная зона "Кировский вал" - звено Зеленого пояса Славы. Это стелы, надолбы, обелиски и аллея из 900 берез. Фото 1999 г.

Аллея Славы.

Весной 2009 проведено обновление дорожки Аллеи Славы.

Подъезд к усадьбе с Красносельского шоссе.

Если бы мы ехали по Пулковско-Петергофскому шоссе и переехали через шлюз (1), потом свернули налево, то... (2) подъехали бы прямо к барскому дому.

Подъезд к усадьбе с Петергофского шоссе.

С 1831 была проложена дорога, соединяющая мельницу и шоссе. В 1930-х вдоль дороги были построены Клиновские дома, обломки которых можно видеть рядом с дорогой. По обеим сторонам дороги заметны бывшие придорожные канавы.

Кусок стены господского дома 18 в.

Прямо рядом с Аллеей Славы можно увидеть кирпичный блок верхнего этажа графского дома Буксгевденов (возможно, кухонного корпуса). Фото 2014 г. 1) Вид на Аллею у поворота; 2) Вид на бывшую пристань. Вокруг еще можно найти несколько осколков. Прямо скажем, немного осталось от некогда большого и оригинального здания. Но то, что он был, и был именно здесь - я ручаюсь. План-реконструкцию смотрите здесь.

Развалины служебных домов графской усадьбы.

1) Вид в северном направлении. Общий план остатков фундаментов служебных домов, которые стояли здесь от переднего плана до (2) пирамидки с надписью "Аллея Морского Торгового порта". Справа налево наискосок идет Аллея Славы.

Развалины служебных домов графской усадьбы.
3) Вид в западном направлении. Рядом территория Городской детской больницы №1, за забором проходит подъездная дорога. 4) Вид в северо-западном направлении. Виден хирургический корпус Городской больницы №15.

Развалины служебных домов графской усадьбы.
5) Гранитный столбик, отмечавший подъездную петлю, среди битого кирпича. 6) Битый кирпич шуршит под ногами и виден повсюду вокруг.

Развалины служебных домов графской усадьбы.
7) Обломок стены или фундамента службы. 8) Холмик мелкого битого кирпича. Только в апреле-мае можно увидеть это отчетливо, когда сошел снег, но не выросла трава, да еще старую сожгли. Позже всё зарастает травой.

Место руинного грота.

Этот холм - развалины туфового грота, точнее моста, под которым можно было пройти в каменную беседку на круглом островке (с останков которого и сделано фото в янв 2008). А можно было сидеть на мостике и разглядывать красивые виды... Наверное, многие знают эти холмы у Аллеи Славы, но не догадываются о его историческом значении. Усадьбу модернизировали при генерал-лейтенанте Г. Г. Кушелеве в 1850-х г.

Старые открытки

Остров у грота.

А этот насыпной "курган" был когда-то островком, соединенным с берегом у грота мостками. На острове у воды была беседка, которая видна на этой открытке. На склоне холма вы найдете несколько валунов - очевидно, это популярные места для купаний в реке.

"Остров любви".

Этот насыпанный холм западнее плотины есть некогда известный "Остров любви" с каменной беседкой на нем. На открытке, где дачники катаются на лодке, видны развалины этой беседки. И на других открытках тоже она есть.

Лиговская плотина (дамба).

В этом месте были шлюзы исторической "Лиговской плотины", построенной по указу Петра I, просуществовавшей более двух веков. Виды с западного берега пруда. 1) Здесь была самая широкая часть пруда (показана синей линией). Показано место шлюзов (стрелки). 2) Перепад воды, по-моему, составлял около 5 метров. Урез воды пруда показан на картах как 4,3 сажени или около 9 метров над уровнем моря.

Старое Лигово-Пулковское шоссе

При министре внутренних дел Петре Федоровиче Буксгевдене была проложена прямая дорога, соединявшая мызу Лигово с Киевским шоссе у Пулковской горы. Сейчас от этой дороги остались только фрагменты. Большую часть занял аэропорт Пулково, дачный массив (там её называют "Танковая дорога"), другую часть съела застройка микрорайона Ульянки. Кстати, аэропорт "Пулково" вырос из аэродрома "Шоссейный", название которого прямо связано с проходящим тогда рядом Лигово-Пулковским шоссе. 1) Вид со стороны ул. Козлова, вдоль забора Лицея №116, отрезая угол парка Александрино. 2) Вид со стороны пр. Н.Ополчения, лицей слева. 3) Вид южнее КАД. Полевая дорога с глубокой канавой подходит к бывшему Лиговскому каналу.

Старое шоссе (2)

После пересечения Лиговского канала бывшая дорога идет вдоль всего западного края дачного массива. Здесь её называют "Танковая дорога". 1) Вид на север от ул. Кирпичной (1-я линия), к каналу. 2) Вид на юг, в сторону аэропорта.

Старое шоссе (3)

Большую часть старого шоссе занял аэропорт "Пулково", который, кстати, вырос из аэродрома "Шоссейный", название которого прямо связано с проходящим тогда рядом Лигово-Пулковским шоссе. 1) Вид с подъезда к аэропорту на север. 2) Вид с подъезда на юг. 3) Выезд на Пулковское шоссе севернее Пулковской горы у магазина "Метрика".

Развалины мельницы у плотины.

Но вернёмся в бывшую усадьбу. Во времена царствования Елизаветы Петровны в 1755 году была выстроена большая водяная мельница с булыжной площадью перед ней. Мои снимки апреля 2009. Видим, что развалины кого-то интересуют, но явно не археологов... Скорее всего, черных металоискателей - вокруг мельницы всё перекопано. Я встретил одного неподалёку, он сказал, что находят, если повезёт, медные монеты петровского времени. Этот фундамент и стены, пожалуй, самое историческое место во всём Лигове, которое можно пощупать руками и ощутить старину. Кладка неоднородна, кирпич соседствует с более старым известняковым бутовым камнем, в основании фундамента - валуны.

Булыжная дорожка у бывшей мельницы.

Мимо мельницы к амбару шла замощеная дорожка.

Фрагмент мельничного жернова.

Слева от дорожки, у упавшей ивы сейчас лежит четверть мельничного жернова (кем-то выкопанная). Бороздки - это то, что помогает перетирать зёрна в муку. Это, скорее всего, верхний подвижный жернов (оборотная сторона гладкая). Подробнее об устройстве водяной мельницы здесь.

Берег после плотины.

Если бы не эти заросли ивняка, было бы видно берега бывшей плотины. Солнце на снимке (янв 2008) указывет между "плотиной" и "мельницей". Снято примерно с такого же ракурса, как на фото "Старая мельница" из книги С.Горбатенко. Островок тоже есть, он виден слева. Рядом с плотиной на этом берегу вы можете видеть фундамент и кирпичи стен здания стоявшей здесь мельницы.

Место бывшей переправы.

Под косогором у бывшей деревни Лихала, у этих камней, наличие которых говорит об их ижорском происхождении, была переправа через реку, скорее всего, это был деревянный мост.

Дудергофка между бывших деревень.

Извилистое русло реки течет в крутых берегах. Когда-то на этих берегах стояли деревня Лихала (фото 1, левый берег) и Лиговская слобода садовников царского имения (фото 2, правый берег).

Находки на месте деревни Лига

Несколько находок на сделанных кем-то раскопах на месте старой ижорской деревни Лига (Лиханкюля). 1) Орудия крестьянского труда: лопаты, грабли, тяпки. 2) Старый железный четырёхгранный гвоздь. 3) Донышко старой бутылки сильно вогнутой формы.

Дельта Дудергофки.

На последних метрах своего нынешнего течения Дудергофка имела дельту, образованную своими старыми руслами. Самое старое русло текло на северо-восток (направо по течению), вбирая правый приток ручья под Новой Лиговой. После строительства канала (сер. 19 в.), соединившего реку напрямую с Финским заливом, русло Дудергофки было направлено налево по течению, на северо-запад (показано на фото). 2) Старица под снегом.

Старый мост у шоссе.

Этот забытый мост был построен, по-видимому, в начале 20 в при строительстве ОранЭЛ через первое природное русло Дудергофки. Дальше река уходила в болота прибрежной полосы.

Развалины рабочего поселка Клинова.

"В поселке были дома рабочих Кировского завода, благоустроенные и многоквартирные. Поселок назван в честь большевика Якова Ивановича Клинова, директора одного из филиалов Кировского завода по инициативе которого поселок построили в 30-е годы XX века. (...) Советские солдаты стояли насмерть. Немцы были вынуждены перейти к позиционной обороне. Подробнее здесь...

Братская могила.

В декабре 2008 года в этом месте недалеко от разрушенных клиновских домов были захоронены останки солдат, погибших здесь, и недавно найденных поисковыми группами на территории Полежаевского парка. Крест на переднем плане - место заложения планируемой часовни.

Строительство церкви св. Нины.

Рядом с братской могилой летом 2009 строится новая деревянная церковь. Фото 31 авг 2009.

Действующая церковь св. Нины.

Зима 2010-11 гг.

Аллея Славы зимой.

От церкви св. Нины аллея спускается с горки (глинта) в сторону Дудергофского канала.

Олсуфьевский пруд.

У стены больницы для взрослых сохранился большой пруд, который некогда соединялся с Голицынским прудом протокой с журчащими перекатами. Историю свою этот пруд ведёт со времени, когда владельцем дачи был Василий Олсуфьев, секретарь Екатерины I. Потом дачу купил владелец Лигова Григорий Кушелев и поселил туда своих работников. И каменный дом стоял между этим прудом и склоном террасы, пока его не развалили во время войны. Недавно место между прудом и аллеей было облагорожено и сделана площадка (стоянка для машин около церкви Нины).

Голицынский пруд.

При княгине Татьяне Голицыной (ур. Куракиной) был разбит большой нижний сад и выкопан большой прямоугольный пруд, который стал прудом птичника при графе Кушелёве. Позволю предположить, что здесь плавали и изящные белые лебеди, и шипящие гусаки, и крякающие утки, совсем, как в зоопарке.

Клеймо завода Петра Беляева.

Найден на месте бывшего дома Олсуфьевых. Но кирпич явно моложе. "Кирпич произведен на заводе коммерческого советника, купца первой гильдии Петра Абрамовича Беляева, располагавшемся на правом берегу р.Невы в селе Малое Рыбацкое и работавшего с 1850-х годов." ссылка Значит этот кирпич от фермерской постройки времен Кушелева. Не исключено, что по проекту самого Штакеншнейдера! Кстати, Беляев переулок назван в честь сына этого заводчика Митрофана Беляева. Главным семейным делом была торговля карельским лесом.

Забор больницы.

Забор городской многопрофильной больницы №15, построенной на земле лиговского имения на месте скотного и птичего дворов.

Дудергофский канал-коллектор.

Канал-коллектор объединяет стоки Дудергофки, Ивановки и выводит их к заливу. Построен в 1970-х во время благоустройства территории, прилегающей к массиву Юго-Запада. Начинается от пруда у бывшей усадьбы Шепелева.

Плотина на Дудергофском канале.

Современное устье Дудергофки.

1) Дудергофка стекает в Дудергофский канал (коллектор), рядом с Петергофским шоссе. 2) Устье в марте 2010.

Аллея Славы, мост через Дудергофку.

Пешеходный металлический мост перекинут в 1970-х гг. через Дудергофский канал восточнее ул. Партизана Германа. Мост является частью монумента, созданного на месте рубежа обороны города. Легкий мостик как бы поддерживается тросами, перекинутыми через две стелы.

Мост "Партизана Германа" и набережная.

1)Самый широкий и важный мост через Дудергофский канал. Вид с западной стороны, с гранитной набережной, которая окаймляет расширение этой части канала. Набережная имеет ступенчатый спуск к воде (которой почти нет). Наверно, проектировщики хотели, чтобы здесь причаливали лодки и катера, но, как видите, канал давно не чищен (и зарос страшно подумать чем), поэтому зайти сюда с залива никому не хочется. На всё это спокойно взирает здание Администрации.

2)То же место, только с другого берега и ночью. Направление юго-восточное.

Канал после моста на Петергофском пр.

После поворота под прямым углом канал выходит на финишную к заливу, оставляя справа Южно-Приморский парк, а слева - "Балтийскую жемчужину". Снимок сделан с моста-дублёра, недавно ставшего проездным. По правому берегу канала сохранилось старое русло реки Ивановки. Сейчас это сток воды из прудов в Приморском парке.
Фото Ивана Клименко.


Мобильная версияМоя ПочтаФорум Поиск

Рейтинг@Mail.ru