Люди

2017/10/21

Обновления

Новые Квадраты
Разделы Форума
Фото ветряка
фон Бландов
Фильм про Лигово
Изнанка грота
План 1916 г.
ВСЕ НОВОСТИ
Владельцы Лиговской мызы
Владельцы других мыз
Землевладельцы дачных мест
Лиговские знаменитости
Деятели Лигова
Жители и дачники

Лиговские знаменитости

Лиговские учёные



Голицын Борис Борисович, ученый

Голицын Борис Борисович (1862 - 1916). Князь. Академик (1893), физик, "отец русской сейсмологии". Профессор Юрьевского университета, Николаевской морской академии и Женского медицинского института по кафедре физики. Жена - Мария Константиновна Хитрово (1866 — после 1935).

Об этом интересном человеке, детские годы которого связаны с дачей в Лигове и его бабушкой Е.Д. Кушелёвой, написано в рассказе Валентина Пикуля "Мичман флота в отставке" из сборника серии "Историческая миниатюра".

Борис, <...> сначала воспитывался у бабушки, а после ее смерти был на попечении Строгановых. Сначала очень избалованный своей бабушкой, он, когда попал в другую обстановку, быстро переменился и, поступив в Морское училище, проявил огромное усердие к наукам, окончив первым учение, и был назначен гардемарином в кругосветное плавание на «Герцоге Эдинбургском», на котором совершал одновременно свое первое плавание вел. кн. Константин Константинович (поэт «К.Р.»). Голицын Борис Борисович (1862 - 1916). Князь. Академик Вернувшись из плавания, он поступил в Морскую академию, и после ее окончания также первым он для утоления своей научной жажды решил покинуть службу и поступил на математический факультет Страсбургского университета, в котором и пробыл пять лет. Будучи в университете, он женился на М.К. Хитрово и, окончив курс со степенью доктора, вернулся в Россию, решив окончательно посвятить себя науке. Для этого ему пришлось проделать еще несколько экзаменов, защитить несколько диссертаций, и наконец все его труды увенчались получением звания профессора и академика. Таким образом, в то время, когда мы уже давно забыли о всяких науках и экзаменах, Бобби Голицын, как мы его звали, будучи нашим сверстником хотя и младшим, все еще продолжал учиться и сдавать экзамены и закончил эту стадию своей деятельности, когда ему было уже 35 лет.

<...> При С. Ю. Витте Борис Голицын был назначен директором Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне ГОЗНАК) и в эти годы в своей поместительной казенной квартире устраивал раза два-три в год очень интересные вечера, на которых собиралось многолюдное общество, состоявшее как из светских, так и научных и служебных людей, и на этих музыкально-литературно-научных вечерах он сам выступал и как музыкант и как ученый лектор. На такой его лекции многие впервые узнали о новейшем тогда изобретении беспроволочного телеграфа; он обладал редким среди ученых умением самые замысловатые научные истины излагать в простой форме и общепонятным языком, и его лекции выслушивались даже самой ненаучно настроенной публикой с большим внимание и интересом.

Князь Борис Борисович Голицын управлял Экспедицией заготовления государственных бумаг с 1899 по 1905 гг. Он был приглашен на должность в тяжелый финансовый период для фабрики. Князь Голицын преобразовал Экспедицию заготовления государственных бумаг в образцовое художественно-техническое и бумажно-полиграфическое производство, оснащенное самым лучшим на ту пору оборудованием. При нем в Экспедиции был введен 8-часовой рабочий день, организована школа. При князе Голицыне ЭЗГБ начала издавать произведения русских классиков и выпускать популярные книги по всем отраслям науки - на хорошей бумаге, с иллюстрациями знаменитых русских художников. Это время называют «серебряным веком» «Гознака».

Цитаты из мемуаров князя Б.А. Васильчикова "Об охоте и не только о ней...".

Лиговские музыканты



Жданов Василий Александрович, музыкант

Жданов Василий Александрович (род. 2.08.1845, пос. Гусевская хрустальная фабрика, ныне г. Гусь-Хрустальный Владимирской обл., ум. 31.05.1910, Лигово близ С.-Петербурга), автор духовно-муз. сочинений, контрабасист, педагог.

В 1861 г. окончил инструментальный класс Придворной певческой капеллы по специальности «контрабас» у Джованни Ферреро и поступил в оркестр имп. театров, где работал до 1910 г. В 1877-1910 гг. преподавал игру на контрабасе в С.-Петербургской консерватории, с 1896 г. служил в Придворной певческой капелле. С 1897 г. профессор консерватории. Судя по высказываниям современников, был «отличным контрабасистом» (100 лет Ленинградской консерватории. С. 56). Автор учебного пособия «Школа для контрабаса», получившего в 1867 г. положительную оценку А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, Ферреро и в 1880 г. рекомендованного к изданию (СПб., 1881, 1912).

Сохранились сочинения Жданова для контрабаса и фортепиано (4), переложения оперных арий (3). Духовно-муз. сочинения (68 произведений для смешанного хора и 9 переложений для однородного хора) издавались П. И. Юргенсоном в 1898-1910 гг.

В духовно-музыкальном творчестве Жданов опирался на лучших представителей с.-петербургской школы - Д. С. Бортнянского, Н. И. Бахметева, Г. Я. Ломакина, в большей степени на А. Ф. Львова. Сочинения Жданова для церковных хоров разнообразны: от хоровых миниатюр до развернутых муз. композиций. Крупные сочинения написаны в концертном стиле: антифонное чередование голосовых групп (детской и мужской), смена tutti и solo, имитационно-полифонические приемы развития. Мелодии хоров, как правило, не имеют скачков, гармонический язык традиционен.

Жданов обратил внимание на пробел, существующий в оркестре между альтом и виолончелью, контрабасом и виолончелью. Этот пробел он предполагал пополнить виолончелью и контрабасом меньших размеров и таким образом превратить оркестровый струнный квинтет в септет. Подобные инструменты были построены, но проект Жданова не получил дальнейшего практического применения.

Похоронен на Новоспасском кладбище близ Лигова под Санкт-Петербургом.

Лиговские поэты и писатели

Полонский Яков Петрович, поэт

Полонский Яков Петрович (1819 - 1898), поэт, цензор.

Яков Петрович Полонский, поэт, писатель В Петербурге Полонский издал два поэтических сборника (1856 и 1859), а также первый сборник прозы "Рассказы" (1859), в которых Н. Добролюбов заметил "чуткую восприимчивость поэта к жизни природы и внутреннее слияние явлений действительности с образами его фантазии и с порывами его сердца".

В 1857 Полонский уехал в Италию, где изучал живопись. В Петербург вернулся в 1860. Пережил личную трагедию - смерть сына и жены, отразившуюся в стихах "Чайка" (1860), "Безумие горя" (1860) и др.

В 1860-е написал романы "Признания Сергея Чалыгина" (1867) и "Женитьба Атуева" (1869), в которых заметно влияние И. Тургенева. Полонский печатался в журналах разного направления. В 1858-1860 Полонский редактировал журнал "Русское слово", в 1860-1896 служил в Комитете иностранной цензуры. Вообще же 1860-1870-е были отмечены для поэта читательским невниманием и житейской неустроенностью. Интерес к поэзии Полонского вновь возник в 1880-е, когда вместе с А. Фетом и А. Майковым он входил в "поэтический триумвират", пользовавшийся уважением читающей публики. Полонский вновь стал знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга, на "пятницах Полонского" собирались выдающиеся современники. Поэт дружил с Чеховым, внимательно следил за творчеством К. Фофанова и С. Надсона.

В 1881 выходит сборник "На закате", в 1890 - "Вечерний звон", проникнутый мотивами печали и смерти, размышлениями о мимолетности человеческого счастья.

С 1860 и до 1896 Полонский служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати, что давало ему средства для существования.

Я. П. Полонский умер 18 октября (30 н.с.) 1898 в Петербурге. Похоронен в Рязани.

В 1886 году "25-летней барышней" гостила у Полонского в Лигово под Петербургом "на чудной Посольской даче у озера". В "громадной", по выражению Сипягиной, зале "Посольской Дачи" Вера Уаровна играла на фортепиано для гостей Якова Петровича - художника и писателя Н. Н. Каразина, писателя Д. В. Григоровича, для молодого режиссера В. И. Немировича-Данченко. [Из воспомининий известной пианистки Веры Уаровны Сипягиной-Лилиенфельд (1861-1923 гг.)]



Коринфский Аполлон Аполлонович

Коринфский Аполлон Аполлонович, поэт, переводчик Аполлон Аполлонович Коринфский – поэт, переводчик, литературный критик, очеркист-этнограф.

Родился 29 авг (10 сен н.с.).1867 года (в некоторых изданиях год рождения указан ошибочно – 1868) в г. Симбирске в небогатой дворянской семье. Свою фамилию унаследовал от деда М. П. Варенцова, арзамасского крестьянина-мордвина, который при окончании Академии художеств за архитектурный проект в коринфском стиле получил золотую медаль и по повелению императора Александра I стал именоваться Коринфским.

В 1879 году Коринфский поступил в Симбирскую классическую гимназию, где в течение семи лет учился в одном классе с В. И. Ульяновым. В 5-м классе он издавал рукописный журнал, а в выпускном был исключен из гимназии за чтение «недозволенных» книг и за связь с политическими ссыльными.

В 1891 г. переехал в Петербург. Сборники стихов: «Песни сердца» (1894), «Черные розы» (1896), «Гимн красоте» (1899), «Под крестною ношею» (1909), «Поздние огни» (1912), «Бывальщины, сказания, картины и думы», «За далью веков», «В родном краю», «Песни о хлебе», «На ранней зорьке» (для детей), «В лучах мечты» и т. п.

Он печатался в нескольких десятках журналов, редактировал еженедельник «Север», был помощником редактора газеты «Правительственный вестник», считался душой поэтического кружка, сложившегося вокруг него и К. Случевского, писал историко-этнографические очерки. Живо интересуясь волжским фольклором, он собирал и записывал тексты календарно-обрядовой и духовной народной поэзии, благодаря чему позднее издал несколько фольклорно-этнографических трудов («Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» (1901)). Эта книга — не только народный месяцеслов, но и воспевание Земли Русской, ее полей, лесов, степей, а главное — ее народа. Детство и юность, зрелость и старость, будни и праздники, заботы, желания, мечты, представления о солнце, небе, земле, понятие правды, справедливости, добра, христианство и язычество — все основные грани крестьянского мира отразились в ней.

В годы первой мировой войны А. Коринфский обращался к героической истории славянских народов («Славянские бывальщины» — 1914 г. и «В тысячелетней борьбе за родину» — 1917 г.).

В разные годы Коринфский переводил зарубежных поэтов – Г. Гейне, С. Т. Кольриджа, А. Мицкевича, П. Беранже. Был одним из первых переводчиков на русский язык произведений белорусского поэта Я. Купалы и украинского Т.Г. Шевченко.

С 1918 года Коринфский вместе с женой жил в поселке Лигово под Ленинградом. Не имея возможности обеспечить семью литературным заработком, он в 1917-1920 гг. работал в Просветительском комитете, в редакционной коллегии Всеобуча, в отделе учета лавок Петрокоммунии. С ноября 1920 года – библиотекарь 54-й Трудовой Советской школы в г. Ленинграде. С 1929 года до самой смерти в 1937 г. в Твери (Калинине) работал корректором в типографии. Умер в неизвестности.



Гриневская Нина Николаевна, жена писателя

Жена и муза писателя Александра Грина жила около семи лет в Лигово до начала совместной жизни. Нина стала прообразом многих женских романтических героинь в произведениях Грина.

Нина Николаевна родилась 23 октября 1894 года в городе Гдове. Отец её Николай Сергеевич Миронов был бухгалтером в банке; мать Ольга Алексеевна занималась домашним хозяйством. Нина была старшим ребенком в семье; через два года после нее родился Костя, еще через два родился Сергей. Девочка росла живая, была любимицей отца, который воспитывал ее наравне с сыновьями. «Озорной девчонкой я была, — вспоминает Нина Николаевна. — Младшим братьям от меня доставалось». Семья Мироновых отличалась дружелюбием и чадолюбием. Желая дать детям образование, родители в 1914 году переехали из Нарвы, где они тогда жили, в столицу. Нина закончила гимназию с золотой медалью, поступила на Бестужевские курсы, которые были по существу первым русским женским университетом. Через год вышла замуж за студента-юриста Сергея Короткова. В 1916 году Короткова мобилизовали на фронт. Он был убит в одном из первых своих боёв.

Окончив два курса биологического отделения, Нина Короткова пошла работать сестрой милосердия в госпиталь. Медицина стала ее профессией. Пришел 1917 год. Мироновы жили в Лигово, под Петроградом. Весной 1918 года скончался Николай Сергеевич. Братья Нины разъехались, она осталась одна с матерью. Годы были нелегкие, голодные. Работала в сыпнотифозном бараке поселка Рыбачий. Добираться было мучительно: от Лигово до Питера рабочим поездом, потом пешком (трамваи не ходили) через весь город — до другого вокзала и снова на рабочий поезд.

В феврале 1921 года Нина встретила старого знакомого — писателя Грина. (Они познакомились ещё в конце 1917 года, когда Нина работала секретаршей в газете «Петроградское эхо». Но весной 1918 года она заболела туберкулезом и уехала к родственникам под Москву.) После долгих скитаний он нашел работу и пристанище. Заботами Горького его поселили в Доме искусств на Мойке. С начала НЭПа Александра Степановича печатали охотно. Он чувствовал себя богачом. «У меня теперь своя комната. Прошу вас — мы ведь старые знакомые — заходите ко мне. Вот мой адрес». 20 мая они поженились.

Первый год жизни Гринов был организован в духе сюжетов писателя. Освободив жену от противопоказанной ей работы, Александр Степанович отыскал живописное место – поселок Токсово на Финской железной дороге. Здесь Грины прожили все лето – рыбача, собирая грибы и ягоды. В Токсово Александр Степанович много работал: заканчивал повесть-феерию «Алые паруса», которую посвятил Нине. Не раз навещали их гости – мать Нины Николаевны, Ольга Алексеевна; собратья по литературе – Владимир Пяст, Виктор и Василиса Шкловские.

В Токсово у Грина возник новый сюжет: по одну сторону барьера — художник и его творчество, а по другую — беспощадный механизм государства... Первым читателем нового романа "Блистающий мир" и помощником автора, прототипом самого светлого женского образа стала Нина Николаевна. Она же и дала героине имя: Тави Тум.

«Блистающий мир» имел огромный успех. Грин стал одним из популярнейших писателей страны. Но материальное благополучие обернулось угрозой их миру. Грин попал в литературную богему и начал часто выпивать. Чтобы спасти семью, Нина Николаевна решилась на обман: договорилась со знакомым врачом и симулировала тяжелое сердечное заболевание. Доктор посоветовал Александру Степановичу увезти жену из Питера на юг. Летом 1924 года Грины переехали в Феодосию к Чёрному морю.

Лиговские художники и скульпторы

Каразин Николай Николаевич, художник-баталист

Каразин Николай Николаевич, художник-баталист Каразин Николай Николаевич (1842 - 1908) был первым иллюстратором Ф. М. Достоевского, также иллюстрировал произведения А. С. Пушкина, Н. И. Гоголя, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого и многих других писателей. Он создал первые художественные открытки, которые были выпущены Общиной Святой Екатерины.

Природа наградила Николая Николаевича Каразина выдающимися способностями – талант живописца сочетался в нем с литературным дарованием. Им написано более двадцати томов художественных произведений: романов, повестей, рассказов, множество очерков, заметок, корреспонденций, а также создано около четырех тысяч рисунков и акварелей, написано около сотни картин, из них – семь больших полотен, иллюстрировано несколько десятков книг.

На основе своих азиатских впечатлений, Н. Н. Каразин написал несколько занимательных приключенческих повестей.

Н.Н. Каразин был одним из основателей и на протяжении многих лет активным участником Общества русских акварелистов, он оказался и одним из первых дизайнеров, занимаясь, как тогда говорили, «улучшением изящной промышленности».

В 1879 году Каразин избирается членом Русского географического общества, а в 1907 году – членом Академии художеств.

Значителен вклад художника и в иллюстрацию детской книги. Им были написаны и оформлены своими рисунками «Путевые воспоминания старого журавля», изданные в 1890 году.

С весны 1907 года по 19 декабря 1908 года Николай Николаевич проживал в Гатчине. Доктора посчитали, что более сухой воздух по сравнению с Лиговом, где была его дача, облегчит страдания от болезни сердца и легких. Жил он в доме №37 по Люцевской улице (ныне ул. Чкалова, Гатчина).

Николай Николаевич умер в Гатчине 19 декабря 1908 года. Похоронили его с воинскими почестями на кладбище Александре-Невской лавры.

Объем того, что создал Н.Н. Каразин в изобразительном искусстве и литературе, поражает воображение: более 50 музеев и галерей нашей страны хранят его картины и рисунки, не говоря о частных собраниях в России и за рубежом. Им было написано множество газетных и журнальных статей, очерков и рассказов. Дважды издавалось 20-томное собрание его сочинений.

  • Из сборника «Созвездие трех муз», составитель Суховеева Н.Г.


  • Сомов Константин Андреевич, художник

    Сомов Константин Андреевич (1869, Петербург - 1939, Париж). Живописец, график. Пейзажист, портретист, автор "галантных сцен". Иллюстратор и оформитель книг. Работал в мелкой пластике и декоративно-прикладном искусстве.

    Константин Андреевич Сомов. Автопортрет. 1909 г. Русский художник, представитель русского символизма и модерна. Родился в Петербурге 18 (30) ноября 1869 в семье известного историка искусства А.И.Сомова, который долгое время был старшим хранителем Эрмитажа. В 1888-1897 учился в петербургской Академии художеств, где занимался, в частности, в мастерской И.Е.Репина. В 1897-1899 посещал в Париже школу-студию Ф.Коларосси; в этот период познакомился с А.Н.Бенуа и рядом других "мирискусников". Испытал большое влияние графики западного модерна (О.Бёрдсли), а также живописи французского рококо. Был членом объединения "Мир искусства".

    Как живописец получил известность портретами, но в первую очередь жанровыми сценками, воскрешающими жеманный мир придворных балов и маскарадов "галантного" 18 столетия ("Дама в голубом платье".1897-1900; "Вечер", 1900-1902; "Зима. Каток", 1915). Современный взгляд сочетается здесь с ретроспекциями былого романтически-причудливо. Внутренне-ирреальны, подобно некоему натурному видению, даже и вполне повседневные, а не исторические пейзажи мастера ("Радуга", 1908). Напротив, сугубо реальны - своей интеллектуальной энергией - созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты А.А.Блока, М.В.Добужинского, М.А.Кузмина, Е.Е.Лансере, Ф.К.Сологуба, 1907-1910), по праву считающиеся предельно объективными.

    Свободно работая в разных техниках, Сомов как художник-оформитель внес выдающийся вклад в искусство книги, где свойственный его манере привкус черного гротеска проступил еще острее. Исполнил целый ряд обложек и фронтисписов к изданиям символистской поэзии (книгам К.Д.Бальмонта, Блока, В.И.Иванова и др.); из его иллюстративных циклов наиболее известны "Граф Нулин" А.С.Пушкина (1899), "Невский проспект" и "Портрет" Н.В.Гоголя (1901), "Книга маркизы" Ф.фон Блей (1908) (вышедшая в полном "эротическом варианте" в 1918). Создавал также изысканно-"рокайльные" эскизы фарфоровых статуэток ("Дама, снимающая маску", 1906; и др.).

    Выехав в 1923 в командировку в Нью-Йорк, художник в 1925 обосновался во Франции, где жил в столице, а летом на ферме Гранвилье в Нормандии. По-прежнему плодотворно работал как живописец и график-станковист, равно как и иллюстратор: циклы "Манон Леско" А.Прево (1926) и "Дафнис и Хлоя" Лонга (1930).

    Умер Сомов в Париже 6 мая 1939.

  • www.art-catalog.ru
  • Картины художника (откроются в другом окне)
    К.А.Сомов. «Интерьер на даче Павловых»
    К.А.Сомов. «Опушка леса.Лигово»


    Шуберт Александр Александрович, художник

    Шуберт Александр Александрович (ок. 1887 — до 28 июня 1958, Голливуд, США) Художник. По словам Елены Рерих: "Высокий человек и плохой портретист." Муж певицы Нины Кошиц. Скончался в возрасте 71 года. Похоронен на кладбище «Форрест Лоди».

    Проживал в Лигово по адресу Дерновая ул., 40-42.


    Порай-Кошиц Нина Павловна, (р.29.01.1892,Киев - 14.05.1965,Санта-Ана, Калифорния, США), русская певица (сопрано). Ученица У. Мазетти. С 1913 г. выступала как оперная и камерная певица (в ансамбле с Сергеем Рахманиновым). В 1921 г. уехала за границу. С 1941 г. жила в Голливуде, преподавала пение. Подробнее...


    Кошиц Марина Александровна (06.08.1912, Москва – 09.12.2000, Санта Моника, шт. Калифорния). Оперная певица, киноактриса. Дочь Н.П. Кошиц. Единокровная сестра Б.А. и Г.А. Шубертов. Училась в Париже в Русской консерватории по классу рояля. Продолжила обучение в Нью-Йорке. Затем училась пению у своей матери. В 1937 снялась во Франции в фильме режиссера В. Стрижевского «Княжеские ночи». Обосновалась в США. Снималась в кино в Голливуде. Готовила к печати воспоминания матери «Воспоминания для Марины». Выступала на вечере учеников студии Н.П. Кошиц и Г.Ф. Леонова в Сан-Франциско (1958).

    Шуберт Г. Александрович,

    Г.А. Шуберт сын художника А.А. Шуберта.

    Проживал в Лигово по адресу Степановая ул., 39-41.

    Харламов Матвей Яковлевич, скульптор

    Матвей Яковлевич Харламов (27.11.1870, Лигово - 18.11.1930, Ленинград) – скульптор-монументалист

    Матвей Яковлевич родился 27 ноября 1870 года в поселке Лигово. Cын бывшего крепостного, учился в Одесской рисовальной школе. Ученик Академии Художеств с 1892 г. по 1899 г. (ученик профессора В. А. Беклемишева). 2 ноября 1899 г. получил звание художника за статую: "Защита". Автор фриза-горельефа «Народы России» для центрального зала этнографического отдела Русского музея. Автор занимался и созданием бюстов известных писателей - он подготовил несколько вариантов скульптур Максима Горького и Льва Николаевича Толстого.

    После революции Матвей Харламов, которому к тому моменту исполнилось 47 лет, сосредоточился на создании монументов Ленину для разных городов страны. На его счету более десятка вариантов бюстов Владимира Ильича. В ходе реализации плана «монументальной пропаганды» изготовил бюсты К. Маркса, Ф. Дзержинского, К. Либкнехта, Р. Люксембург и Марата. Автор памятника В.И. Ленину в Пскове, открытого 7.11.1925 у Дома Советов. Одна из самых известных его работ - памятник Михаилу Фрунзе в Шуе.

    Автор памятника Якову Свердлову в Свердловске на бульваре Ленинского проспекта между двумя историческими зданиями - Театром оперы и балета и учебным корпусом Уральского федерального университета. Скульптуру отлили ленинградские рабочие завода «Красный выборжец». Основание памятника выполнено местными мастерами. 15 июля 1927 года, в восьмую годовщину освобождения Екатеринбурга от войск Колчака, состоялось торжественно открытие монумента. Первоначально по проекту Сигизмунда Домбровского памятник должен был стоять на площади Народной мести и правой рукой указывать на место расстрела царской семьи.

    Самый первый монумент Ильичу в Ленинграде был открыт 8 августа 1926 года, скульптур - Матвей Яковлевич Харламов. Решение о его сооружении приняли на митинге рабочие Невского машиностроительного завода. Надпись с лицевой стороны сейчас, наверное, вызывает улыбку: «Любимому вождю и учителю рабочего класса».

    Многие работы М. Я. Харламова, в том числе Памятник императору Александру III, утрачены. В годы Великой Отечественной войны мастерская скульптора была уничтожена, многие его произведения дошли до нас только в фотографиях. Однако до сих пор можно любоваться величественными и строгими формами аллегорических статуй, украшающих Российский Этнографический музей и дающих представление о масштабности дарования мастера. М. Я. Харламов сумел передать интерес и любовь к скульптуре и своим дочерям.

    Отец жены Матвея Яковлевича Харламова Софьи Сигизмундовны Озембровской был гравером, ее дед архитектором. Сама Софья Сигизмундовна тоже мечтала стать скульптором, но с появлением семьи от художественной карьеры отказалась. Зато дочери Анна и Мария стали достойными представителями творческой интеллигенции.

    Анна Матвеевна Харламова стала архитектором. Она не только проектирована новые здания, но и исследовала архитектурные памятники, участвовала в первой после отступления немецко-фашистских захватчиков комиссии по определению ущерба, причиненного памятникам Ленинграда и его пригородов, других городов России. В конце своей трудовой деятельности Анна Матвеевна работала в Научно-методическом совете по охране памятников при Министерстве культуры СССР.

    Мария Матвеевна Харламова стала скульптором. В 1946 году окончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Она являлась членом Союза художников СССР, членом Санкт-Петербургского отделения Союза художников России. Является одним из авторов рельефов Пискаревского кладбища. Участница многих художественных выставок. Основные произведения скульптора: «В жизнь», «Портрет архитектора С. Г. Майофиса», «Мать солдата», «Юность», «Гимнаст» и др.

    Матвей Яковлевич Харламов похоронен на кладбище в Комарово под Санкт-Петербургом.

      Источники
    1. М.Я. Харламов. Памятник Каспийскому (148-му пехотному) полку
    2. Архивы Новгородской области
    3. Список памятников М.Я.Харламова.
    4. Художественные династии в петербургском "манеже"
    5. Скульптурная группа «Россия со щитом».
    6. День рождения памятника Ильичу сегодня отметили на Невском заводе.
    7. «Сеятель» - скульптура, за которую автор получил от Академии художеств Малую золотую медаль.


    Лиговские актрисы и актёры

    Стрельская Варвара Васильевна, актриса

    Варвара Васильевна Стрельская (настоящая фамилия — Старова, по мужу — Стуколкина) (16.12.1838, Москва — 24.01.1915, Лигово) — русская драматическая актриса.

    Родилась 4 (16) декабря 1838 в Москве, в актерской семье: отец – оперный певец В. Стрельский, мать – драматическая актриса С. Виноградова; крестная мать – знаменитая артистка Н. Репина. Вышла на сцену театра впервые в три года — на подмостки её вывел сам М. Щепкин. Варвара Васильевна Стрельская (1938-1915), заслуженная артистка Императорских театровС шести лет обучалась в Петербургском театральном училище сначала балету, а затем драме; в годы учёбы начала выступать на казённой сцене в балетах и в драматических спектаклях. По окончании училища в 1857 году дебютировала в Александринском театре в роли пансионерки Саши в водевиле С. Турбина «Картинка с натуры». Во втором дебютном спектакле – «Горе от ума» А. С. Грибоедова – юная актриса с большим успехом сыграла Лизу, на четверть века став ее бессменной исполнительницей. Сценическим амплуа для молодой Стрельской стали — инженю-комик, травести, субретка.

    В 1870 году Стрельская переходит на комические и харАктерные роли. В полной мере ее дарование раскрылось в репертуаре А. Островского. Уроженка Москвы, актриса со знанием дела воспроизводила реальных замоскворецких купчих, мещанок, свах. Стрельская часто говаривала: «Мое дело – Островский», а актеры в шутку обращались к ней: «M-me Островская». Драматург неизменно восторгался ее игрой и охотно отдавал новые пьесы для ее бенефисов. Ее игра отличалась непосредственностью, органичностью перевоплощения, обаянием, заразительным комизмом, богатством и красочностью сценической речи.

    В 1905 ей было присвоено звание заслуженной артистки императорских театров. Выступала Стрельская и на эстраде с чтением басен И. Крылова. Мастерство Стрельской высоко оценивали такие разные режиссеры, как К.Станиславский и Вс. Мейерхольд. В Александринском театре играла до конца жизни. Дача актрисы В.В. Стрельской в Лигово, 1913г. Умерла Стрельская в Лигове 11 (24) января 1915.

    В Лигове у Стрельской и её семьи (Дерновая ул., 110-112, угол Андреевского переулка) была большая двухэтажная шикарная дача белого цвета с красной структурной отделкой. Полезной площадью около 150 кв.м. Ломанная четырёхскатная крыша из железа, выкрашенная светлой краской, в которую врезаны окошки второго этажа, также выступающие формы над крыльцами и балконами, восьмигранная двухэтажная башенка (кликните для увеличения фото). Сейчас это место находится под северным концом многоэтажного дома Авангардная, 13. А дорожка с восточной стороны дома совпадает с линией бывшей улицы Ленина (Дернова).



    Андронова (Стрельская) Наталья Львовна, актриса

    Наталья Львовна Андронова (урож. Стрельская), русская драматическая актриса.

    Дочь Варвары Васильевна Стрельской и Льва Петровича Стуколкина

    Касторский Владимир Иванович, артист оперы

    Касторский, Владимир Иванович [2(14). 3.1870, посад Большие Соли Костром. губ., ныне пос. Некрасовское Ярослав. обл. — 2.7.1948, Ленинград] — арт. оперы (бас), камерный певец, педагог. Засл. арт. РСФСР (1934). Засл. деятель искусств РСФСР (1939).

    Родился в многодетной семье сельского священника. С девяти лет пел дискантом в церковном хоре. По окончании Костромского духовного училища 1 курса семинарии переехал в Пензу, где под влиянием двоюродного брата — выпускника Петербургской консерватории хормейстера А. Касторского начал серьезно заниматься вокалом. В этот период пел в разных хорах. В 1892 уехал в Петербург, где был принят в организованный И. Мельниковым "Бесплатный хоровой класс"; принимал участие в концертах п/у Ф. Беккера. В 1893 поступил в Петербургскую консерваторию в класс С. Габеля. Два года работал регентом в хоре, организованном суконным фабрикантом Н. Красильщиковым в с. Родники Костромской губ., одновременно брал у него уроки. В 1898 дебютировал в партии Верховного жреца ("Рогнеда") в Мариинском театре, где пел до 1918 и в 1923—30.

    Постоянно совершенствовал свое сценическое и вокальное мастерство; работал над дикцией, фразировкой, пластикой, развитием вокальной техники. Обладал полнозвучным, подвижным (легко справлялся с техническими трудностями), ровным голосом мягкого "бархатного" тембра и широкого диапазона (пел не только басовые, но и баритоновые партии), драматическим дарованием (особенно проявившимся в вагнеровском репертуаре). Исполнение отличалось высокой музыкальной культурой, выразительностью и изяществом. Уделял большое внимание гриму и костюму. Голос певца критики сравнивали с голосом А. Дидура. Касторский был также выдающимся камерным певцом. В его репертуар входили произв. М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Бородина, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Л. Бетховена, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана. В 1907 организовал вокальный квартет, в составе которого выступал в России и за границей (Париж, Лондон), пропагандируя русские народные песни.

    Записывался на грампластинки (св. 150 произв.; иногда под псевд. Торский) в Петербурге ("Граммофон", 1901, 1907—09; "Пате" 1904, 1909, 1911), Москве ("Грампласттрест", 1935), Ленинграде ("Грампласттрест", 1937; "Ленмузтрест", 1939), Берлине (1924). В возрасте 77 лет записал для Ленинградского радио на магнитную пленку ряд произвидений русских композиторов.

    Похоронен на Волковском лютеранском кладбище в Ленинграде.

    В 1904–1910 гг. Владимир Иванович проживает в приобретенном собственном доме № 29 на ул. Раевской в районе станции Лигово Северо-Западной железной дороги.

    Загородный дом не только давал возможность певцу отдохнуть на природе, в тишине и покое, но, очевидно, в те времена этот дачный поселок считался престижным местом жительства. Правда, Касторскому приходилось испрашивать разрешение у директора Императорских театров о возможности жить в собственном доме довольно далеко от службы. Основанием для положительного решения вопроса был имевшийся в почтовой Лиговской конторе телефон, по которому он всегда мог быть вызван в случае необходимости в Санкт-Петербург.

    Сведения любезно предоставленны А. Г. Пенкиным из биографии В. И. Касторского (пока неиздано).

    Координаты на карте: 59.827651,30.172821

    Быховец-Самарин Яков, артист, режиссёр

    Я. В. Быховец-Самарин – старейший артист труппы театра Литературно-художественного общества (с 1914 г. – театра А. С. Суворина).

    Старейший артист труппы Суворинского театра на Фонтанке («Нора» Ибсена, «Ганнеле», «Принцесса Греза»). Как режиссёр ставил исторические мелодрамы и «грандиозные» действа на большой открытой сценической площадке театра в Крестовском саду (в северо-восточной части Крестовского острова). В 1898 – 1899 гг. Быховец-Самарин руководил Театром в Измайловском саду (Сад Тумпакова) на Фонтанке.

    Похоронен на православном кладбище в Лигово.

    Григорович Иван Стахиевич, артист оперы

    Григорович Иван Стахиевич (Стахов) (1872, Киев — ?) — артист оперы (бас-профундо).

    Род. в семье дьякона. Работал счетоводом на Юго-Запад. ж. д. в Киеве. С 1897 обучался пению в Петерб. конс. (кл. В. Самуся).

    В 1901—25 арт. петерб. Мариинского т-ра. Обладал красивым голосом. 1-й исп. партий: Цеста и Центуриона ("Сервилия"), Бедяя ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Герольда ("Орлиный бунт"); в Мариинском т-ре — Ивана Шелоги ("Псковитянка", 3-я ред.), Саббы ("Измена"), Фернандо ("Фиделио"), Ганса Фольца ("Нюрнбергские мейстерзингеры"); на рус. сцене — Тигеллина ("Нерон"); в России — Бонзы ("Соловей"). Др. партии: Светозар, Кончак, Пристав, Бермята ("Снегурочка"), Андрей Дубровский, Асфанез, Сабба, Гремин.

    Партнеры: И. Ершов, Е. Збруева, Е. Петренко, К. Серебряков, Ф. Шаляпин.

    Пел п/у Ф. Блуменфельда, В. Дранишникова, М. Ипполитова-Иванова, Э. Направника, Д. Похитонова.

    Записывался на грампластинки в Петербурге ("В. И. Ребиков", 1903—04).

    Лиговские балерины

    Юлия Кшесинская (1866 — 1969)

    Юлия Феликсовна Кшесинская, «Кшесинская 1-я», баронесса Зедделер была старшей сестрой Матильды. Родилась в Лигово под Петербургом. Она окончила Петербургское театральное училище, танцевала на сцене Мариинского театра (1882-1902). Юлия, была очень красива и лучше всего исполняла характерные танцы; она считалась украшением сцены, и ей всегда давали лучшие места. 11/24 декабря 1902 г. вышла замуж за барона Александра Логгиновича Зедделера (1868 — 1924), офицера Лейб-Гвардии Преображенского полка. После свадьбы ее муж ушел с военной службы и перешел на службу в Министерство Путей Сообщения, состоящим при министре. Он родился 23 мая 1868 г., скончался 18 ноября 1924 г. в Кап-д'Ай. После революции супруги эмигрировали во Францию, жили в Париже.

    Матильда Кшесинская (1872 — 1971)

    Матильда Феликсовна Кшесинская, «Кшесинская 2-я», была потомственной «балетной» - она родилась в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кржесинскаго и балерины Юлии Доминской в Петербурге. Матильда стала последним, тринадцатым ребенком в этой семье и имела ласковое имя - Маля, Малечка. Старшая дочь Феликса Кржесинскаго, Юлия, танцевала вместе с отцом и часто на фотографиях сегодня ее путают с Матильдой Феликсовной. Балетным стал также и брат Матильды - Иосиф. Вот в такой атмосфере мира театра и росла юная Малечка.

    «Детство мое было очень счастливое и радостное. Мои родители очень любили своих детей и жили для них. <...> Я родилась 19 августа по старому стилю, или 1 сентября по новому, 1872 года, в местечке Лигово, на 13-й версте по Петергофскому шоссе, где мои родители нанимали дачу, чтобы проводить лето вдали от пыльного города и дать детям простор и чистый воздух. Туда мы несколько лет подряд уезжали на летние месяцы» Как пишет в своих воспоминаниях другая балерина Анна Павлова, дом Кшесинских был в самом центре дачного посёлка.

    Судьба Матильды Кшесинской похожа на сказку: роман с наследником престола (будущим императором Николаем II), блистательная балетная карьера, богатство, близкое знакомство с членами царской семьи и, наконец, брак с великим князем — то этому Малечка обязана в первую очередь себе, своему неиссякаемому жизнелюбию и железной хватке.

    С Кшесинскими связаны и другие места: дача родителей в Красницах, треугольная дача в Коерове, своё имение Матильды в Стрельне, вилла "Алам" на Лазурном берегу в Кап д'Ай, Монте-Карло.

    Анна Павлова (1881 — 1931)

    Прошло уже семьдесят лет после кончины Анны Павловой, но и сегодня ее образ продолжает будоражить романтические умы балетоманов и всех любителей искусства. За этим именем стоит один из классических мифов ХХ века. Знаменитый английский критик балета Арнольд Хаскелл писал, что Павлова «стала легендой вместе с Сарой Бернар и Элеонорой Дузе, Карузо и Шаляпиным и ее трагическим коллегой, Вацлавом Нижинским». Еще при жизни личность балерины была окружена роем преданий, слухов и недомолвок. Множество подобных слухов было связано, например, с обстоятельствами ее появления на свет. Так, год ее рождения в разных источниках варьируется от 1881 до 1885-го. Кроме того, первоначальное отчество Анны — Матвеевна — позднее было изменено на Павловна.

    Долгие годы считалось, что она была незаконнорожденной дочерью еврейского банкира Лазаря Полякова и прачки. Лишь совсем недавно будто бы появились доказательства достоверности бытовавшей и прежде версии о караимском происхождении отца великой балерины. Шабетай Шамаш, ее настоящий отец, носивший в Петербурге имя Матвей, был уроженцем Евпатории. Он происходил из семьи потомственных музыкантов и, приехав в Петербург, открыл в 1880 году собственное прачечное заведение. Там он и познакомился с будущей матерью балерины, Любовью Федоровной Павловой. Несмотря на то, что сама Павлова пишет в своих воспоминаниях, что отец скончался, когда ей было два года, на самом деле Анна была внебрачным ребенком, и ее отец женился и завел других детей; его внучка и теперь живет в Москве. Поскольку крымских караимов, представителей одной из ветвей иудаизма, власти не жаловали ни в царской России, ни в советской, то об этом родстве говорилось шепотом как в Мариинском, так и – много позже – в Большом театре. Уже в послевоенные годы хореограф Касьян Голейзовский в разговоре с Майей Плисецкой раскрыл «великую тайну» о том, что фамилия отца Павловой — не то Борхарт, не то Шамаш, и просил ее хранить об этом гробовое молчание. Эту же версию поведала мне как-то в Лозанне бывшая солистка Императорского Мариинского театра и участница гастрольных поездок труппы Анны Павловой Алиса Францевна Вронская. Южные корни Павловой отразились и на внешнем облике балерины: цвете волос, точеном — «испанском» — профиле, и, в первую очередь, на ее темпераменте. В своих ролях в «Дон-Кихоте», «Баядерке», «Дочери фараона», «Амарилле» она выглядела удивительно органично, а восточные мелодии и танцы будто бы генетически притягивали ее.

    Детство Нюры Павловой прошло в Лигово под Петербургом. Каждое лето мать и дочь переезжали на дачу — в Лигово, к бабушке, у которой был свой домик с крошечной верхней террасой.

    Как потом писала балерина в своих воспоминаниях, ей всегда хотелось танцевать, особенно после того, как она увидела на сцене Мариинского театра балет «Спящая красавица». Согласитесь, странно, что прачка могла повести свою дочь в Императорский театр. Учеба в Императорском театральном училище дала возможность Павловой раскрыть свое дарование еще совсем в юном возрасте. Ее педагогами были блистательные артисты ХIХ века Павел Гердт и Екатерина Вязем. Прозорливый русский балетный критик Валериан Светлов разглядел гений Павловой уже в шестнадцатилетней балерине. Вот что он писал о ее участии в спектакле «Мнимые дриады»: «Тоненькая и гибкая, воздушная и хрупкая, с наивным и несколько смущенным выражением лица, она походила на ожившую танагрскую статуэтку».

    Из вступительной статьи известного парижского историка театра и художника Александра Васильева к книге издательства «ВИТА НОВА»: Виктор Дандре, «Анна Павлова. История жизни».



    Тамара Карсавина (1885 — 1978)

    А вот воспоминания другой «русской грации» Тамары Карсавиной:
    «...лето, проведенное в Лигове близ Санкт-Петербурга. Дом, который мы занимали стоял в парке, принадлежащем усадьбе графа Позена. Мы поселились в нем ранней весной . <...> Дом в Лигове казался мне огромным и великолепным, и очень возможно, мои детские впечатления вполне соответствовали действительности, потому что большая круглая комната с купольным потолкои и нишами могла находиться, очевидно, только в каком-нибудь доме богатой загородной усадьбы конца восемнадцатого века. <...> Усадьба, как видно, находилась в запустении, и я даже не помню там ни одной цветочной клумбы. Тенистый парк был также запущен. На некотором расстоянии от дома стоял павильон с минаретами, так называемая «турецкая баня».

    Кажется, семья жила в Лигове только одно лето, поскольку в доме было слишком сыро, но все же и Тамару Карсавину можно считать лиговской жительницей. Солистка Императорских театров, она одновременно была звездой «Русских антерприз» Сергея Дягилева. И происходила она из удивительной семьи: отец Платон Константинович — известный танцовщик Мариинского театра, бабушка по материнской линии в девичестве носила древнюю византийскую фамилию Палеолог (вот откуда восточная красота внучки). В 1918 году вместе с мужем, английским дипломатом Генри Брюсом, и сыном Никитой Карсавина навсегда уехала за границу. А ее брат Лев Платонович Карсавин (1882-1952), известнейший медиевист, погиб в 1952 году от туберкулеза в ГУЛАГе.

    Красавице и умнице Тамаре Карсавиной посвящали стихи известнейшие поэты своего времени.


    Мобильная версияМоя ПочтаФорум Поиск

    Рейтинг@Mail.ru